Из книги "Шаманизм народов Сибири":
В течение всего периода обучения шаман видит сны, во время которых он обучается своими предками-шаманами шаманскому искусству. В это время считается, что душа шамана посещает особое учреждение, небесную школу шаманов — иерен-хаше, где все вновь призванные к служению шаманы обучаются шаманскому искусству. Согласно указаниям ольхонских шаманов, небесная школа находится на небе. Несколько иное ее местоположение определяет кудинский шаман Степанов. Привожу его описание, как полно характеризующее этот своеобразный «институт высших шаманских знаний».
«У шаманов есть особая духовная школа иерен-хаше; души молодых, только что призванных шаманов отправляются туда во время сна. Помещается эта школа на Мондырга, т. е. на Тункинских горах, — где-то на вершинах.
Туда является старик Хынгыр-Зарин, первый шаман, старший сын Эс-сеге-Малана. Сам он
живет на алтайских белках и только иногда приходит в иерен-хаше. Он там самый главный.
Постоянными учителями являются три старых шамана — Монгото-Зарин (седьмой сын
Эссеге-Малана), Хомухей-Зарин (четвертый сын Бука-нойона) и Богдо-Зарин (пятый сын Бука-нойона). Души новоявленных шаманов всех родов, как белых, так и черных, а равно и шаманок, являются в иерен-хаше. В иерен-хаше стекаются также все души умерших шаманов и помогают старикам учить молодежь, причем каждый ученик-шаман учится преимущественно у своих предков-шаманов».
<...>
Шаман Бадя Малакшинов из улуса Шопшолтуй (Аларский аймак) определенно настаивает на том, что аларские шаманы в иерен-хаше не ходят, так как у них есть своя, особая от прочих шаманов школа. Их школа помещается не на Мондырга, а где-то на северо-востоке на ледяной горе. Местность, в которой расположена школа, отгораживается от прочей земли широкой рекой. Через реку ведет мост, имеющий вид жгута или веревки, сплетенной из конского волоса (зеле).
Эта местность есть не что иное, как страна мертвых. Живой человек туда дорогу найти не
может. Зато главная из трех душ человека алтын-хунхен (золотая душа) быстро туда попадает, освободившись от тела после смерти. Во время сна алтын-хунхен выходит из шамана и отправляется в страну мертвых учиться. Там для этой цели есть особое присутственное место — суглан, где сидят писаря и читают «шаманский закон». Учителями являются все умершие шаманы, причем предки обучают своих потомков.